В студии «Финам FM» — Алексей Басов, вице-президент Mail.ru Group, и Владимир Долгов, руководитель Google Russia. Вместе с ведущим, Максимом Спиридоновым, они подводят итоги года и обсуждают его тренды: рост сектора онлайн-видео, повышение роли мобильного интернета, динамику развития купонных сервисов, положение дел у электронных платежных систем и текущее состояние крупнейших соцсетей Рунета.
1. На протяжении 2011 года наблюдался заметный рост аудитории видеосервисов в российском сегменте интернета. По данным агентства ComScore на сентябрь, около 85% российских пользователей интернета смотрят видео в Сети. Крупные игроки медийного интернет-бизнеса активизируют работу по направлению онлайн-видеорекламы. В начале ноября компания Газпром-медиа открыла сейлс-хаус с такой специализацией. В свою очередь, холдинг Mail.ru Group начал продавать видеорекламу на своих площадках по рейтинговому принципу, подобно тому, как это делается на телевидении.
— Насколько серьезным бизнес-инструментом является сегодня онлайн-видео?
— Владимир Долгов: «Стало понятно, что это фактор, с которым приходится считаться в силу объема. Каждую минуту на YouTube сейчас заливается 48 часов видео».
— Алексей Басов: «Интернет традиционно рос от веб-сайтов, а не от видеоконтента. Здесь индустрия не накопила форматов и решений, позволяющих продавать структурированный продукт. И именно в 2011 году мы увидели по-настоящему взрывной рост онлайн-видеорекламы».
— Как будет расти рынок интернет-рекламы в видео и какие модели на нем возобладают?
2. В уходящем году аудитория мобильного интернета росла высокими темпами. Три самых популярных занятия у его аудитории — общение в социальных сетях, работа с поисковыми системами, чтение новостей. По данным Фонда «Общественное мнение», 31% пользователей мобильных устройств в России получает доступ к Сети с помощью безлимитного тарифа сотового оператора. Набирают популярность площадки, продающие приложения для смартфонов. Так, Android Market в начале декабря взял планку в 10 миллиардов загрузок. Из событий отрасли. В марте свою онлайн-площадку по торговле мобильными приложениями открыла корпорация Amazon, а в конце сентября представила собственный планшетный компьютер Kindle Fire. Соцсеть Facebook, по сообщению CNN Money, купила геолокационный сервис Gowalla, хотя до того закрыла аналогичный внутренний проект Facebook Places. В России заметным событием в данной нише стала покупка разработчика мобильных приложений SPB Software компанией «Яндекс».
— За счет чего рос рынок мобильного интернета в последнее время?
— Владимир Долгов: «Растет трафик, потребляемый на смартфонах. В среднем по стране он превышает 120 Мбайт на пользователя в месяц. Мы проводили исследование и выяснили, что в среднем на смартфоне у человека установлено 15 приложений, и из них за последние 30 дней активно использовалось примерно шесть».
— На какую аудиторию нужно рассчитывать веб-бизнесу, работающему с мобильным направлением?
— Алексей Басов: «Мобильное направление для нас стратегическое. Так, мы создали совместный продукт с Nokia, позволяющий получать доступ с телефонов Nokia к сервисам и продуктам Mail.ru Group Какой-то скидки на молодежную аудиторию мы не делаем. Развивать массовые продукты для узкой аудитории нам нецелесообразно».
3. После так называемой «Groupon-лихорадки» рынок купонных веб-сервисов пребывает в нестабильном состоянии. Количество подобных сайтов увеличивается, растет и их аудитория. Вместе с тем многие эксперты прогнозируют спад в этом секторе. 4 ноября вышел на IPO и привлек около 700 миллионов долларов Groupon — первый и наиболее крупный из подобных сервисов. Однако после впечатляющего роста к концу месяца котировки компании упали ниже уровня размещения. Попутно многие купонные сервисы в Рунете оказались ввязаны в скандалы: их регулярно обвиняют в недобросовестном оказании услуг.
— Охладеет ли рынок к Groupon и его последователям?
— Как Google пытался купить Groupon и что в конечном счете приобрел вместо него.
— Владимир Долгов: «Google только начинает экспериментировать в этой области, да и то не в России. Сервис Google Offers запущен только в США».
— Алексей Басов: «У рынка короткая память, и мы забываем, что подобное мы видели применительно ко всем новым типам сервисов. Соцсети года три-четыре назад испытывали примерно такой же взлет».
— Как сотрудничают Groupon и его миноритарный акционер Mail.ru Group?
— Скандалы вокруг купонных сервисов: много ли здесь объективного?
4. 27 июня президент Дмитрий Медведев подписал закон о «Национальной платежной системе». В соответствии с ним операторам электронных платежей надлежит до 1 октября 2012 года получить статус банковской или кредитной небанковской организации. На фоне роста объемов рынка к нему проявляют интерес в соседних отраслях. Как сообщал «Коммерсант» в конце октября, о намерении выйти на рынок электронных платежей ему сообщили в крупных банках, таких как Сбербанк, Альфа-банк, Росбанк, Промсвязьбанк. Первые серьезные шаги к освоению Рунета сделала и крупнейшая западная система электронных платежей — PayPal. Как заявил в середине ноября Лорен ле Моаль, генеральный директор PayPal по Центральной Европе, Ближнему Востоку и Африке, компания может открыть офис в России либо до конца 2011, либо на протяжении 2012 года.
— Что ждет электронные платежи Рунета в 2012 году?
— Алексей Басов: «Я оцениваю закон как крайне позитивный. Mail.ru Group входила в рабочую группу при Госдуме, занимавшуюся им. И мы довольны той интерпретацией, которая была принята».
— Владимир Долгов: «Многим участникам отрасли придется выйти из тени. Впрочем, для большого количества игроков все было ровно так же, как с любыми другими видами платежей. Многие организации принимают к оплате электронные деньги, с них платятся налоги».
— Наталья Хайтина, заместитель гендиректора компании «Яндекс.Деньги»: «В 2011 году продолжилась стагнация рынка терминалов. Прямые платежи с банковских карт растут, и все чаще пользователи привязывают свои карты к электронным кошелькам. Другой тренд — мобильные платежи...»
— Пришел ли к нам PayPal по-настоящему и изменит ли он расстановку сил на рынке?
5. Ведущие соцсети Рунета на протяжении 2011 года переживали рост аудитории и расширяли функциональность. «ВКонтакте» изменил настройки приватности в сторону большей открытости, отказался от развития своей платежной системы, прекратил размещать медийную рекламу на своих страницах и централизовал продажу рекламы в приложениях. «Одноклассники» открыли разделы «Видео» и «Музыка», представили сервис «Звонки» и были включены в систему таргетированной рекламы Mail.ru Group — «Таргет». Что касается глобального рынка, в июне корпорация Google представила соцсеть Google+ и активно развивает ее функциональность. Facebook, наряду с прочим, ввел новый формат пользовательского профиля — timeline, внедрил видеочат на базе Skype и планирует выпустить собственный смартфон.
— Важнейшие тренды в развитии социальных сетей в 2011 году.
— Владимир Долгов: «В этом году произошел серьезный крен в сторону расширения функционала соцсетей. Только в Google+, который открылся летом, сделано более сотни улучшений функционала».
— Алексей Басов: «Соцсети изменили способ потребления интернета как такового. Люди перестали играть в соцсети. Они воспроизводят там свою жизнь. Нужно отметить структурирование и начало активного роста сервисов автоматической продажи в соцсетях».
— Как соцсети влияют сегодня на работу бизнеса в целом?